Кредиты
14.09.2012

Авось забудут

Уровень просрочки по кредиткам высок и продолжает расти. Пока сильной опасности нет, однако поведение безответственных заемщиков портит бизнес. Удивительно, но некоторые должники верят, что банк может и забыть про их долг.

Согласно последнему исследованию коллекторского агентства Morgan & Stout, доля просроченных кредитов по всему розничному портфелю российских банков в первом полугодии 2012 года сократилась с 5,2% на начало года до 4,6%. Однако уровень просрочки среди держателей кредитных карт возрос. Сейчас наибольшую долю среди всей просроченной задолженности физических лиц занимают кредиты наличными, автокредиты, ипотека и кредитные карты – соответственно, 37%, 27%, 15% и 13%.

По данным Объединенного кредитного бюро, если задерживать платеж по ипотеке на срок более 60 дней позволяют себе лишь 2,5% заемщиков, то по потребительским кредитам – 5,7%, а по кредитным картам – 5,8%. На просрочку по кредитным картам приходится уже четверть совокупного портфеля коллекторских агентств. По итогам всего 2012 года просроченные долги по кредиткам в портфеле коллекторов могут опередить потребительские кредиты и кредиты наличными. По прогнозам коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн», ежегодный прирост объема просроченной задолженности по кредитным картам в ближайшее время составит 12–15%.

Каждому клиенту – по кредитной карте

Банки все активнее конкурируют за рынок кредитных карт, что приводит к бурному росту последнего. В первом полугодии, по данным ТКС Банка, рынок кредиток увеличился на 36%, до 500 млрд. рублей, причем лидерам этого рынка, таким как Сбербанк, банк «Восточный» и ТКС Банк («Тинькофф Кредитные Системы»), удалось нарастить свои портфели более чем на 50%. Высокая конкуренция в этой сфере понятна и оправдана: банкам выгоднее выдавать кредитные карты, чем, например, потребительские кредиты. Ведь по карте клиент может брать деньги, возвращать, снова брать, и кредитной организации при этом не нужно каждый раз тратить ресурсы на привлечение и оформление нового кредита. Как правило, суммы таких кредитов небольшие, но в совокупном объеме они приносят банку хороший доход.

Таким образом, для банка лояльные клиенты гораздо выгоднее «одноразовых» заемщиков. Елена Фетисова, начальник управления внесудебной работы с проблемными активами Росгосстрах Банка, также отмечает, что к кредитным картам гораздо легче организовать кросс-продажи других финансовых продуктов.

После кризиса в борьбе за рынок кредиток банки все менее требовательно подходили к оценке кредитоспособности своих заемщиков. Так, самым популярным способом продвижения кредитных карт стала их рассылка по почте по базам клиентов. В июле 2012 года такую рассылку по своим зарплатным клиентам без кредитной истории начал и Сбербанк, несмотря на недовольство Министерства Финансов. Также некоторые банки выдавали сопутствующие кредитные карты, например, при оформлении кредитов в магазинах (POS-кредитов). Популярной была и реклама кредитных карт через смс-сообщения и электронную почту.

Кстати, по словам Елены Мухиной, начальника отдела кредитования по банковским картам Новосибирского Муниципального банка, кредитные организации активно выводили на рынок кредитные карты без предварительного детального анализа потенциальных клиентов с учетом уровня их доходов и возраста, а также без прогноза их платежеспособности в будущем. Впрочем, в последнее время многие банки уже начали вводить ограничения по выдаче кредитов, в частности, отказались от почтовой рассылки кредитных карт, а также ужесточили требования к возрасту заемщика и пакету документов для оформления кредитной карты.

Естественно, многие рано или поздно начинают пользоваться навязанными им кредитками, зачастую предварительно не изучив договор или прочитав его по диагонали. Вообще кредитные карты для многих потенциальных клиентов выглядят очень привлекательно. Обычно по кредитным картам предлагается льготный период, в течение которого заемщик может рассчитаться с банком без уплаты процентов. Казалось бы, надо всего лишь понять правила пользования картой, а затем строго соблюдать их. Однако на практике это получается далеко не у всех.

Поэтому нередко – в результате случайных или преднамеренных действий заемщика – возникает просрочка. Этому способствует и недостаточная финансовая грамотность населения, и слишком настойчивое предложение банков, и изменение модели потребительского поведения населения. По словам Анатолия Вакуленко, аналитика ИК «Финам», дополнительным фактором, влияющим на рост просрочек, также является политическая и экономическая неопределенность – люди предпочитают жить одним днем и стремятся потреблять здесь и сейчас, не беспокоясь о будущем или надеясь на то, что кризис, рост инфляции, а то и политические потрясения спишут все долги.

Также влияет такой фактор, как сезонность. Обычно больше клиентов заводят кредитные карты в период отпусков или перед праздниками, например, накануне Нового года, не рассчитывая свои финансовые возможности. Многие банки в это время активно предлагают кредитки в офисах турфирм и в торговых центрах, популяризируя услугу «мгновенного» выпуска кредитных карт.

Марина Дорохова, генеральный директор агентства «РОСдолгЪ», вспомнила хорошее сравнение, услышанное ею на одной конференции: «нашим финансово незрелым заемщикам так активно предлагают кредиты, как если бы рядом с голодным человеком повесили колбасу».

Александр Холод, исполнительный директор коллекторского агентства Credit Collection Group, рассказал, что чаще всего сложности с возвратом кредитных средств у заемщиков возникают в двух случаях. Во-первых, когда сумма долга становится ощутимой для месячного бюджета. Во-вторых, когда на карте остается небольшая задолженность, и на нее продолжают начисляться проценты. В результате формируется долг, который может состоять из суммы процентов и пенни на 90%.

Сам по себе рост просроченной задолженности по кредитным картам не представляет особенно высокой опасности, поскольку сейчас он обусловлен чрезвычайно быстрым ростом сегмента кредитных карт. Но если в дальнейшем будет расти доля просрочки, то появится немало рисков. По словам Анатолия Вакуленко, основная опасность сильного роста долгов россиян по кредитным картам заключается в снижении качества кредитных портфелей банков. Кредитным организациям придется увеличивать резервирование, что может, вкупе со снижением доверия к ним, привести к новому раунду кризиса ликвидности и кризиса доверия.

Взял и забыл

При покупке какой-либо вещи в кредит заемщику придется сначала обратиться за кредитом, а потом уже совершить покупку. Сам по себе этот факт невольно наталкивает потенциального клиента на размышления, необходима ли ему эта вещь сейчас, и желает ли он ради нее проходить некоторую бюрократическую процедуру, а потом еще и соблюдать сроки платежей. С кредиткой все намного проще: деньги как бы все время у клиента в кармане, хоть они ему и не принадлежат. И часто случается так, что клиент сначала совершает покупку, а уже только потом задумывается о различных нюансах, связанных с этим событием. И чем меньше возраст заемщика, тем выше вероятность таких спонтанных решений.

Более трети россиян не склонны к неожиданным покупкам. В августе 2012 года были опубликованы результаты опроса портала Creditcardsonline.ru. Выяснилось, что 36% жителей России кредитные карты нужны лишь на всякий случай. Около четверти респондентов используют кредитные карты для оплаты крупных покупок. Правда, еще четверть опрошенных используют кредитки ежедневно. И как раз эта часть населения попадает в особую зону риска: забыть, какого числа заканчивается льготный период или не рассчитать свои финансы в случае постоянного использования кредитного лимита несложно. Отсчитывать от каждой импульсивной покупки 50 или 70 дней, в которые не начисляются проценты, наверное, могут только очень хорошо организованные люди. И чем больше сумма долга, тем труднее «уложиться» в беспроцентный период. Кроме того, если заемщик однажды нарушил сроки выплат, в дальнейшем это может войти в привычку. Точно так же, как войти в привычку могут и импульсивные покупки.

Андрей Филь, вице-президент Пробизнесбанка (финансовая группа «Лайф»), считает, что с точки зрения банка, риски по кредитным картам всегда выше, чем риски по потребительским кредитам. Во многом это связано с психологией клиентов: если потребительский кредит дает четкое понимание, сколько платить и в какой день, то по картам, из-за льготных периодов и обтекаемых размеров платежа (например, 10% от лимита), такое понимание есть не у всех. Это расслабляет клиентов и вызывает просрочку.

Артем Плохов, исполнительный директор Столичного коллекторского агентства (СКА), рассказал, что вообще по розничным кредитам наиболее проблемными являются суммы от 30 до 100 тыс. рублей. Средняя сумма задолженности по кредитным картам составляет около 50 тыс. рублей. Елена Фетисова также сказала, что чаще всего заемщики по пластиковым картам не платят при сумме задолженности до 50 тыс. рублей. В первую очередь, это говорит о низкой финансовой стабильности рабочего населения.

По мнению Елены Мухиной, традиционно в группу риска попадают «карточные» кредиты в размере до 30 тыс. рублей. Такие кредитки чаще оформляют люди с небольшим доходом и невысоким уровнем личной ответственности. И здесь наблюдается занимательный факт: отдельные проблемные клиенты искренне полагают, что сумма их кредита настолько незначительна в масштабах общего финансового банковского потока, что банк не будет за нее бороться. Конечно, это не так.

Интересны поведенческие характеристики должников. Марина Дорохова рассказала, что должников можно классифицировать по следующим поведенческим группам:

1. Неорганизованные должники, а также должники, имеющие временные материальные затруднения;

2. Должники, имеющие серьезные финансовые трудности;

3. Должники, избегающие контакта;

4. Должники, условно называемые «зависимые», «мошенники», «жертвы мошенничества», «умершие», «инвалиды», «осужденные», «безвестно отсутствующие».

Кстати, просрочка по кредитной карте может возникнуть не только тогда, когда безалаберный клиент не хочет возвращать долг, надеется на то, что ему простят или набрал столько долгов, что не в силах их выплачивать.

Наталия Мишина, директор департамента розничного бизнеса СМП Банка, отмечает, что бывают разные случаи. Ряд просроченных задолженностей носит технический характер. Зачастую они связаны с тем, что человек уехал в отпуск, командировку, заболел и так далее. Есть группа клиентов, стремящихся реструктурировать свои займы, что не всегда удобно по картам и может привести к просроченной задолженности. Также бывают случаи, когда люди переходят на другое место работы, и кредитная карта, привязанная к старой зарплатной карте, перестает пополняться, так как у заемщика появляется новая зарплатная карта.

Что делают с неплательщиками

В целом банки не оказывают серьезного давления на карточных должников, сумма задолженности которых невелика. Такие кредиты обычно выдаются под проценты, в которые уже заложена достаточно высокая вероятность неплатежей и просрочек, так что добросовестные плательщики вполне окупают потери по недобросовестным. Коллекторам долги продают только после накопления задолженности, превышающей первоначальный долг в два раза и более: в этом случае банк оказывается в выигрыше даже с учетом дисконта.

Когда возникает проблема задолженности по кредитной карте, банки сначала пытаются решить ее за счет собственных ресурсов. Внутренняя коллекторская служба обзванивает должников и напоминает о долге, а также сообщает текущую сумму штрафов за просрочку. Далее банк может предложить клиенту реструктурировать долг и перекредитоваться. Если это не помогает, то следующим действием кредитной организации является передача проблемных долгов в коллекторское агентство в рамках агентского соглашения, либо же продажа портфеля по договору цессии. Некоторые банки обращаются непосредственно в правоохранительные органы, что грозит должнику судебным разбирательством. Российским законодательством не предусмотрено освобождение заемщика от возврата долга. Все, на что может рассчитывать должник – это отсрочка выплат, если есть возможность доказать свою неплатежеспособность. Но в таком случае проценты на сумму долга будут продолжать начисляться.

Если банк передает задолженность по кредитной карте коллекторскому агентству, то последнее старается урегулировать вопрос возврата долга путем переговоров в досудебном порядке. Если это не помогает, то коллектор прибегает к взысканию через суд. По словам Артема Плохова, в случае цессии, коллекторское бюро всегда готово найти взаимоприемлемые способы решения вопроса, в том числе предоставить рассрочку или сделать дисконт.

А вот если агентство действует по поручению банка, то коллектор обязан взыскивать ту сумму, которую хочет получить кредитная организация. В этой ситуации заемщику нужно попытаться договориться с банком-кредитором. Если же должника не устраивает сумма, предложенная банком или коллекторским агентством, то он может самостоятельно обратиться в суд, получить судебное решение и уже по нему фиксировать сумму задолженности. Кстати, СКА поддерживает такие действия заемщика, потому что получение судебного решения снимает множество вопросов.

Таким образом, в принципе, взыскание задолженности по кредитным картам ничем не отличается от взыскания долгов по другим беззалоговым кредитным продуктам. И банки охотно привлекают коллекторов для работы с карточными долгами: как уже говорилось в начале статьи, доля кредитных карт в портфелях коллекторских агентств составляет около четверти от всех передаваемых в работу кредитов. Кроме того, ряд банков, являющихся активными игроками карточного рынка, не имеет собственных мощных служб взыскания и начинает сотрудничество с коллекторами уже на самых ранних стадиях просрочки.

По данным Credit Collection Group, «средний» возраст долгов по кредитным картам, передаваемым на работу коллекторам составляет 570 дней. Александр Холод, исполнительный директор Credit Collection Group, прокомментировал, что для банков важно вовремя решать проблему, так как чем старше долговой портфель, тем сложнее процесс его взыскания.

Конечно, как и в любой другой сфере, а в особенности на молодом рынке, среди коллекторских агентств есть как компании-профессионалы, так и компании-оборотни, порочащие своими действиями весь рынок. Марина Дорохова привела в пример зарождение коммерческих банков в 1990-е годы, когда ассоциации к слову «банкир» были далеко не положительными, а образ банкира ассоциировался с малиновым пиджаком. Однако со временем в банковской отрасли появились определенные стандарты, и стихийный рынок превратился в цивилизованный. Скорее всего, в ближайшее время то же самое ожидает и рынок коллекторских услуг.

А пока, в любом случае, коллекторские агентства заранее согласовывают свои действия с банками, и банки осуществляют некоторый контроль над агентствами. Например, сотрудники кредитных организаций нередко проводят аудиторские проверки коллекторских бюро, с которыми они сотрудничают, а также прослушивают аудиозаписи переговоров сотрудников агентства с должниками. Таким образом, «цивилизованные» банки сотрудничают с профессиональными коллекторскими компаниями и стремятся минимизировать свои репутационные риски.

Кира Аккерман, Bankir.Ru

«Кредит Банк 24»
© 2008 — 2022
p